Главная » 2015 » Май » 11 » ТАМАНСКИЙ КОМПЛЕКС
15:12
ТАМАНСКИЙ КОМПЛЕКС

ТАМАНСКИЙ КОМПЛЕКС

Типичным местонахождением таманского фаунистического комплекса является Синяя балка на Таманском полуострове, где И.М.Губкиным (1914) в слоях с Elasmotherium были собраны костные остатки крупных млекопитающих. Местонахождение Синяя балка связано с толщей зеленовато—cерых глин, вскрывающихся оврагом в верхней части берегового обрыва Азовского моря примерно в 1 км восточнее селения. Н.А.Лебедева (1972а) относит костеносные отложения к таманской террасе, которая, в свою очередь, сопоставляется ею с VI ногайской террасой северного Приазовья. На профиле, приведенном в работе Н.А.Лебедевой (1972а, рис. 5), показано, что таманская терраса прослеживается к западу от Синей балки через Кучу, гуры, мыс Пекла, мыс Каменный до мыса Литвинова. С этими местами связаны последующие находки фауны таманского комплекса, сделанные Н.К.Верещагиным '19 57, 1959) и П.В.Федоровым (1969).

Геологические условия местонахождения Синяя балка очень сложны. В этой связи представляет интерес местонахождение таманской фауны у с.Маргаритово (Восточное Приазовье), где в толще зеленоватых глин найдены зубы поздней формы южного слона (Дуброво, Алексеев, 1964).

Эти костеносные отложения входят в серию глинистых осадков, широко развитую на территории юга Европейской части СССР, в так называемую толщу скифских глин. Н.АЛебедева (1972а) считает, что костеносные отложения приурочены к нижней части покрова VI маргаритовской террасы.

В настоящее время на Таманском полуострове и в прилежащих районах стало известно довольно много местонахождений таманского комплекса (см. табл. 2).Не исключена возможность, что некоторые из местонахождений не являются строго одиовозрастными с фауной типичного местонахождения.

Так, местонахождение остатков Anancus arvernensis в карьере Цимбал близ станицы Сенной, возможно, несколько древнее фауны Синей балки. Фауна Порт-Катона, содержащая в своем составе Еquus robustus, скорее всего, отвечает более древней ступени развития фауны эоплейстоцена, чем таманский комплекс (Алексеева, 1967а).

Наибольшее значение для разработки палеонтологической характеристики таманского комплекса имеют работы И.А.Дуброво (1963а, 19646 и др.), выделившей слона из Синей балки в особый подвид А. т. tamanensis.

Находки этой формы слона в других районах Европейской части СССР позволяют выявить там местонахождения фауны таманского типа. В долине Днестра фауна с А. т. tamanensis найдена в аллювии VII кицканской террасы (Чепалыга, 1962; Дуброво, Чепалыга, 1967), в типичном разрезе которой вместе с фауной моллюсков найдены А. т. tamanensis и Cervus sp. Местонахождения этого же возраста известны около Калиновки (долина Днестра), в окрестностях Овидиополя и у Семеновки (Днестровский лиман).

В последнем местонахождении найдены остатки оленя С. ex gr. elaphus. Кицканская терраса Днестра отвечает VII террасе Прута (валенской) и Дуная (новоэтулийской, по схеме Н.А.Константиновой, 1967 г.) По мнению Н.А.Константиновой (1967), ко времени формирования VII террасы относится местонахождение у с.Морозовки (1,5 км южнее села)! .

Костные остатки крупных млекопитающих, собранные в террасовых отложениях (частично на их осыпях), позволили установить следующий состав: Anancus arvernensis, Mastodon-tidae fam.?, Archidiskodon ex gr. meridionalis, Bison sp., Equus ex gr. stenonis, Equus sp., Paracamelus sp., Eucladoceros cf. pliotarandoides, Eucladoceros sp., Siruthio sp., Testudinae gen.?

Приведенный состав фауны позволяет думать, что эта фауна древнее синебалкской. Г.И.Попов (1968) считает отложения, с которыми связаны эти находки фауны, куяльницкими.

В районе Морозовского местонахождения обнажаются отложения двух толщ: цоколь (меотис) и аллювий (Константинова, 1967). Присутствие представителей рода Pitymys (P. hintoni и P. sp.) дало основание Н.А.Константиновой (1967) считать эту террасу более молодой сравнительно с VIII. Это местонахождение изучалось неоднократно. В.А.Топачевский (1965) считает, что рассматриваемое местонахождение является многослойным, содержащем фауну нескольких фаунистических комплексов.

В Закавказье с фауной таманского горизонта сопоставляется фауна Ахалка-лаки (Векуа, 1962а). В ее составе присутствуют: зюссенборнская лошадь, новый вид лошади Equus hipparionoides (Векуа, 1960), этрусский носорог, большерогие олени, медведи, гиены, пантеры. В отличие от типичной таманской фауны там встречены Hippopotamus georgicus, какие—то формы рода Сарга, первые сурки родаМarmota.

Остатки хоботных малочисленны. А.К.Векуа (1962а) указывает Мammuthus aff. trogontherii и Archidiskodon sp. Эти две формы слоновых в сочетании с родами Сарга, Bos и Мarmota допускают возможность более молодого возраста ахалкалакской фауны. Три последних рода в фауне Европейской части СССР появляются позже времени существования фауны таманского комплекса. Также В.И.Громова (1965) высказывает предположение, что фауна Ахалкалаки несколько моложе таманского комплекса.

Вопрос об объеме таманского комплекса сложен. Некоторые исследователи (Дуброво, Алексеев, 1964; Константинова, 19656; Громов и др., 1965; 1973) считают возможным несколько опустить нижнюю границу этого комплекса и отнести к нему фауну Жеваховой горы (одесский комплекс, мелких млекопитающих), фауну млекопитающих VIII террасы Прута (Долинское, Чешмикиой), фауну Каир (каирский комплекс).

В большинстве случаев фауна этих местонахождений содержит в своем составе типичную форму южного слона и лошадь Стенона. Уже только эти два вида свидетельствуют о несколько более древнем возрасте этой фауны в сравнении с типичной фауной таманского, комплекса. По всей видимости, следует присоединиться к мнению В.И.Громовой (1965) и относить к таманскому комплексу только фауну местонахождений Синей балки и одновозрастные с ней.

Не совсем веско обосновано отнесение к таманскому комплексу фауны из Порт-Катона, где встречена крупная форма лошади Equus robustus, близкая к крупным лошадям группы stenonis. В.И.Громова (1965) считает, что фауна Порт-Катона "займет промежуточное положение между фаунами Хапров и Синей балки". Все сказанное еще раз подтверждает факт существования между фауной Хапров и Ливенцовки, с одной стороны, и фауной таманского комплекса, с другой, еще одной фаунистической ступени, которая в данной работе рассматривается как поздняя стадия развития хапровского комплекса.

Вопрос о стратиграфическом положении таманского комплекса окончательно не решен. Ряд исследователей (Губкин, 1914; Верещагин, 1957; Дуброво, Алексеев, 1964; Федоров, 1969) датируют таманскую фауну нижним плейстоценом (бакинский ярус схемы, принятой МСК). В работе, посвященной вопросам корреляции отложений северной Евразии (Громов и др., 1965), принято, что таманский комплекс сопоставляется с верхами гюнцского яруса, который в целом соответствует апшерону. Столь широкое расхождение в корреляции таманского комплекса с морскими отложениями как раз и связано с различным пониманием его стратиграфических рамок.

В данной работе приняты прежние рамки таманского комплекса в том-фаунистическом объеме, который был предложен В.И.Громовым (1948, 1957) и Н.К.Верещагиным (1957). И хотя В.И;Громов (1957) сопоставляет таманский комплекс со всем апшероном, можно видеть, что это сделано весьма предположительно, так как при характеристике таманского комплекса им были указаны только местонахождения, которые сейчас считаются синхронными или очень близкими по возрасту к фауне типичного местонахождения (Громов, 1948).

Как уже указывалось выше, таманский комплекс сопоставляется с аллювием VII террасы рек юго-запада Восточной Европы. А.Л.Чепалыга (1967; Стеклов, Чепалыга, 1969) считает возможным сопоставлять VII террасу Днестра, содержащую штуриевый комплекс моллюсков (II фаза) и фауну млекопитающих с А. т. tamanensis, со слоями Синей балки, в который найдены Potamida sublitoralis и Unio (Pseu-dosturia) sp. Все эти отложения отнесены им к концу апшерона. П.В.Федоров (1969) продолжает утверждать, что возраст костеносной брекчии Синей балки соответствует бакинскому (чаудинскому) горизонту и, во всяком случае, не может быть древнее его. Обломки Unio (Pseudosturia) sturi, встречаемые в Синей балке, по его мнению, находятся в переотложенном залегании. Однако материал по моллюскам, собранный В.Н.Буряком, не свидетельствует о переотложении!. Н.А.Лебедева (19726), анализируя геологические данные, приходит к выводу, что "слои Синей балки с остатками таманской фауны млекопитающих отвечают нижним горизонтам у мыса Чауда" (с. 30), которые ею относятся к апшерону.

Принимая во внимание вышеизложенные сведения, нам представляется наиболее правомерным на данном уровне знаний сопоставлять костеносные отложения Синей балки, а следовательно, и таманский комплекс (в объеме, принятом в работе), с концом апшерона (см. табл. 4).

 

Просмотров: 1891 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: