Главная » 2014 » Июль » 10 » ОТПЛАТИТ ПЧЕЛА МЕДОМ
08:45
ОТПЛАТИТ ПЧЕЛА МЕДОМ

ОТПЛАТИТ ПЧЕЛА МЕДОМ

Я потомственный пчеловод. Мои дед и отец водили пчел на Южном Урале, и я мальчишкой помогал им на пасеке. Помню большие липовые, кадушки с медом, которые отправлял мой дед на фронт. 25 лет назад я переехал в Крым, стал работать бригадиром на стройке, но своего увлечения пчелами не бросил.

Здесь в первые годы удивлению моему не было предела: все цветет и благоухает, а медосборы — низкие. Дело, оказывается, в том, что очень коротко время, приходящееся на главный медосбор: начинается жара и сжигает всю растительность. И еще: местные пчелы низкопродуктивны.

Выписал я кавказских и краинских маток. Отобрал лучших, скрестил с местными трутнями и стал получать мед. Я постоянно учусь, читаю литературу по пчеловодству, выписываю журнал. Заочно закончил Киевскую школу пчеловодства. Моя домашняя пасека постепенно увеличилась и стала давать по 30—40 кг меда с улья, В нашем селе более 15 личных пасек погибло от варроа-тоза. Убежден, что мои пчелы выжили только потому, что я никогда не кормил их сахаром.

Совхоз-завод «Морской» был организован в 1960 г. Расположен он на юго-восточном побережье Крымского полуострова. Здесь очень мягкая зима и сухое лето, осадков выпадает мало (323 мм), Продолжительность безморозного периода — 198 дней. Гористость значительно усложняет организацию территории, создает разбросанность и в связи с этим различный микроклимат земельных участков. Совхоз ежегодно производит 2500 т винограда, из которых 70 % отправляет в свежем виде в промышленные центры страны, много фруктов и овощей.

Дирекция хозяйства, видя что я успешно занимаюсь пчелами, предложила мне принять пасеку и обещала всячески помогать. Это было в сентябре 1981 г. Весной 1982 г. в хозяйстве купили 30 отводков. Конечно, пришлось с ними повозиться: подсиливать расплодом от своих пчел, заменять маток. Однако уже в первый сезон я качал мед, а в

зиму пустил 60 крепких семей; на второй год — пошло 90, на третий — 130 семей, да еще совхоз продал 80 семей другим хозяйствам. В зиму 1985/ 86 года пошло 300 семей: 250 основных и 50 оставили на продажу будущей весной. На такую пасеку мне уже дали помощника.

Специалистам не надо рассказывать, как трудно из горсти пчел вырастить большое хозяйство. Ведь все пришлось делать самим: и 300 ульев, и тысячи рамок к ним. Своими руками построили все подсобные помещения, вручную сеяли и собирали семена медоносов. Теперь совхоз обещает закрепить за пасекой бортовой УАЗик, и нам будет легче. Мы мечтаем, что когда полностью обеспечим наши семьи сотами, они смогут собирать по 40— 50 кг меда. Сейчас мы получаем по 25—27 кг меда с улья ежегодно. Пятилетний план выполнили за три года.

Наша пасека размещена на пяти точках в радиусе 120 км. Территории всех точков огорожены, на них построены домики из камня, где мы откачиваем мед и храним соты.

Медоносная база пасек небогата и базируется в основном на дикорастущей флоре. В горах, лесах, оврагах и распадках растут белый и желтый донники, эспарцет, белый и красный клевер, шалфей, татарник, верблюжья колючка, синяк, чабрец и т. д.— всего более пятидесяти видов. Самый сильный крымский медонос — синяк. Цветет он около месяца. Корни его уходят на 1,5— 2 м в землю и ему не страшна засуха. Мед с него красноватый, с приятным запахом.

Мы постоянно заботимся об улучшении кормовой базы. Третий год сеем в горах на бросовых землях специально для пчел медоносные травы. Цветение их, естественно, продлевает взяток, да и мед с них пчелы собирают превосходного вкуса. Два года подряд ВДНХ УССР за качество меда награждает нас дипломами. После отцветания травы скашиваем на сено. Заботы о создании цветочного конвейера окупились. В Крыму наша пасека сейчас по медосбору занимает первое место.

Третье лето на пасеке работает группа учеников 8—10 классов. Они нам очень помогают: качают мед, оснащают рамки проволокой, а мы с радостью знакомим^ их с профессией. Меня радует, что многие ребята хотят стать пчеловодами.

Не обошел нас и варроатоз, но сейчас эта проблема перестала быть острой. Все лето в ульях стоят рамки с трутневой вощиной, весной, в конце апреля — начале мая обрабатываем пчел щавелевой, а осенью — муравьиной кислотой. Осень в Крыму длинная и теплая. В ноябре, когда в гнездах почти нет расплода, в теплый день при 15—18°С проводим

обработку муравьиной кислотой. В капроновую крышечку наливаем 30 г препарата, накрываем картонкой и ставим на рамки над гнездом под холстик, открываем верхние и нижние летки. Клещ осыпается практически весь.

Большую заботу о пасеке проявляет администрация совхоза. На центральную усадьбу подвели электричество. Это позволило подключить деревообрабатывающие станки, и работа пошла быстрее. Дело в том, что рамок и ульев у нас в продаже нет. Особенный дефицит — вощина, которой требуется много — ведь пасечное хозяйство растет. Раньше в Крыму, видимо, было развито пчеловодство, об этом говорит герб Симферополя. В прошлом году, когда мне пришлось побывать в нескольких совхозах степного Крыма (доставал семена медоносных трав), меня поразило, что у огромных полей энтомофилов нет пасек. Я считаю, что такие хозяйства должны иметь пасеки, тогда и урожаи станут выше, и меда будет больше.

Каждый пчеловод ведет хозяйство по-своему. Методы пчеловодства, хорошие для одной области, часто не подходят для другой. Современный пчеловод должен быть разносторонне образованным человеком, хорошо знать породы - пчел, чтобы выбрать лучшую, уметь столярничать и строить, водить машину, знать медоносную флору, сроки посева медоносных трав и т. д. Эти знания помогут ему создать своим пчелам непрерывный медоносный конвейер.

Чтобы получить хороший медосбор в будущем сезоне, надо не только вовремя посеять медоносы, но и хорошо подготовить пчел к зиме: «цыплят по осени считают, а пчел... по весне»,— говорят в Народе.

Мы начинаем подготовку к зиме в начале августа, когда главный медосбор кончается, а до холодов еще далеко. К этому времени семьи пчел занимают 4—5 корпусов многокорпусного улья. Гнезда сокращаем до трех корпусов с таким расчетом, чтобы верхний корпус имел по краям по две полномедных рамки, по две, заполненных на две трети, и две рамки в Центре, заполненных медом наполовину или немного меньше. Это важно. Пчелы собираются в зимний клуб или в верхнем корпусе или во втором. (В дальнейшем в конце сентября мы оставим семью на двух корпусах). Нижний корпус уберем, второй комплектуем так же, как верхний, но с меньшим количеством меда. Рамки для осушки даем прямо в корпуса, но не все сразу. Это имитирует поздний осенний взяток и позволяет наращивать дополнительно молодых осенних пчел, которые и пойдут в зиму. Для профилактики нозематоза подкармливаем пчел сахарным сиропом с добавлением фумагиллина из расчета на 1 кг сахара — 1,5 г препарата. Это доза на семью. Корм с фумагиллином пчелы складывают в центре гнезда, где формируется зимний клуб, что благотворно влияет на зимовку. В середине октября вновь контролируем все семьи: проверяем расход кормовых запасов, смотрим, где сформировался клуб. Обязательно почти в каждой семье что-нибудь исправляем. В это время мы как бы выравниваем запасы корма. Там, где меда много, забираем рамки и подставляем их в те семьи, у которых его недостаточно. Зимуют пчелы на своих летних местах. Каждый год в ноябре все ульи обертываем толем или пергамином с трех сторон. Только переднюю часть улья оставляем открытой. Это дает большой эффект. Ульи защищены от ветра и дождя, а как только выглядывает солнышко, черный пергамин аккумулирует тепло. Такое утепление экономит на семью 3—5 кг меда. Пчелы к тому же не изнашиваются за зиму, лучше сохраняются, к весне в семьях на 20—30 % будет больше расплода. Все это проверено многолетним опытом.

Все пчеловоды знают, что такое достаточное количество хороших сотов и как трудно создать их запас. Известно, что на отстройку одной рамки пчелы затрачивают много энергии, съедая до 1,5 кг меда. На крупной пасеке это тонны меда. Чтобы успешно перевозить пчел по горным дорогам, нам пришлось изменить способ натягивания проволоки в рамках. Мы натягиваем проволоку в четыре ряда, причем каждый ряд отдельно. Проволока является как бы арматурой несущей конструкции. Такие рамки служат много лет, При наващивании каждую проволоку чуть оттягиваем вниз, Это надо делать равномерно, чтобы все ряды были натянуты одинаково.

Очень важно правильно хранить запасные соты. У нас они содержатся в железобетонных сотохранили-щах с металлической дверью, куда не может проникнуть ни мышь, ни моль. Несмотря на это, периодически, раза три-четыре за зиму, обрабатываем все сотовое хозяйство серным газом, сжигая 100 г серы в металлической банке и плотно закрывая двери. Перед постановкой в ульи соты хорошо проветриваем.

Уже много лет я работаю с многокорпусным ульем и убедился во многих его хороших качествах. Однако работа с ним требует особых приемов. У нас в Крыму медосбор продолжительный, но не бурный. Редкие годы контрольный улей показывает до трех килограммов, а обычно — от одного до двух. Поэтому сразу целый корпус с сушью, особенно весной, освоить семья не может. При многокорпусной системе надо четко знать, когда можно

ставить семье следующий корпус. Мы ставим новые корпуса, убедившись, что расплод занимает 7—8 рамок (особенно весной), и пчелы уже плотно обсиживают все рамки. При этом берем три рамки с расплодом на выходе и переносим в новый корпус. Вместо убранных рамок ставим в середину гнезда три сотовых рамки из запаса. Верхний (новый) корпус формируем из семи рамок суши и трех рамок с расплодом, которые помещаем в середину гнезда. Этот метод хорош тем, что мы как бы принудительно заставляем пчел осваивать рамки, которые поставили в середину нового верхнего корпуса. Сюда переходит и матка. Так же ставим и вощину. Но только тогда, когда наступает устойчивая теплая погода. Обычно полные корпуса ставим в конце мая. Новый корпус помещаем сверху. По мере выхода расплода нижний корпус переставляем наверх.

Рано весной над гнездом пчел в полиэтиленовых раскрытых пакетах кладем канди. Целесообразнее его давать в начале февраля, когда нет еще взятка, до цветения подснежника. Это стимулирует яйцекладку маток, весной в ульях будет порядочно молодых пчел.

Каждый год мы меняем почти всех маток. Но были у меня семьи, где матки работали до 13 лет, а одна жила даже 17 лет, сохраняя работоспособность. Пчелы, как и люди, все разные. Одни семьи трудятся от восхода до захода солнца, а другие начинают работать поздно, зато хорошо роятся. Я такие семьи выбраковываю. Ежегодно выписываем 30—до племенных маток, наблюдаем за их семьями. Из 40 семей отбираем две-три, от которых берем личинки для выведения молодых маток. Вот так путем отбора держим племенное ядро.

Конечно, на промышленной пасеке главное — не допустить роения. Для этого надо содержать семьи с молодыми матками на просторных гнездах, делать много ранних отводков, загружать их отстройкой вощины (по 10—-15 рамок). Но, что ни предпринимай, а некоторые семьи все-таки роятся. Тогда осторожно отрезаем матке часть крыла или последний членик правой задней ноги. Пчелы замечают это и тихо сменяют матку. Временно такая семья замедляет свой рост, но потом, когда осеменится новая матка, быстро развивается. Часто обе матки трудятся некоторое время вместе, образуя сильную семью.

Работая на крупной пасеке, оснащенной многокорпусными ульями, мы применяем методы промышленной технологии. Мы так готовим пасеку к взятку, чтобы все семьи на каждом точке были равной силы.

М. В. ЛУКЕРИН, пчеловод совхоза

Просмотров: 557 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: