Главная » 2015 » Май » 10 » антропогеновой фауны
20:46
антропогеновой фауны

Млекопитающие являются важнейшим классом антропогеновой фауны, используемым для определения геологического возраста и сопоставления разрезов континентальных отложений удаленных районов. Эволюционные изменения фауны наземных млекопитающих позволяют представить общий ход ее развития, последовательные ступени которого отчетливо видны в серии комплексов, сменяющих друг друга на протяжении антропогена. Изучение фаунистических комплексов и их смены дает не только палеонтологическое обоснование для стратиграфического расчленения отложений, но и помогает воссоздать палеогеографическую обстановку, в условиях которой развивалась эта фауна.

Основная масса местонахождений остатков раннечетвертичной фауны млекопитающих, известных в настоящее время на территории Советского Союза, сосредоточена в Европейской части СССР и особенно в ее южной зоне (северное Причерноморье и Предкавказье).

История накопления палеонтологических сведений о четвертичных млекопитающих Восточной Европы насчитывает более двухсот лет. Наиболее ранние сообщения встречаются в работах конца XVIII в., содержащих указания на находки костей таких крупных экзотических животных, как мастодонты и слоны (Ж.-Л.-Л. Бюффон, П.С. Пайлас). В XIX в. - это работы Э.Эйхвальда, А. Нордмана, Фишера фон Вальд-гейма, И.Ф. Брандта.

Следующий этап в изучении палеонтологии млекопитающих (конец XIX в. и начало XXв.) ознаменован работами И.Ф. Синцова, Н.А. Соколова, П.Н. Венюкова, М.В. Павловой, И.П. Хоменко, Д.В. Ласкарева, А.А. Борисяка, Н.А. Григоровича-Березовского. Глубокий след в истории палеонтологии четвертичных млекопитающих оставлен серией работ М.В. Павловой (1901, 1906; Pawlow, 1893, 1894; и др.).

Новый период в изучении четвертичных млекопитающих начался после 1917 г. В процессе проведения широких изыскательских работ, связанных с гидросооружениями и индустриальными стройками, стали все чаще и чаще использовать остатки фауны млекопитающих для определения возраста отложений. Для раннего этапа послереволюционного периода следует указать работы М.В. Павловой (1925, 1931), А.П. Павлова (1922, 1925), Е.И. Беляевой (1925), В.В. Богачева (1924). Активизация изучения истории фауны четвертичного периода наблюдается перед II Международной Конференцией Ассоциации по изучению четвертичных отложений Европы (Ленинград, 1932 г.). Под общим руководством Г.Ф. Мирчинка были начаты большие работы по изучению континентальных толщ Приазовья, Поволжья и Северного Кавказа. В процессе их была собрана богатая коллекция фауны млекопитающих (Громова, 1932; Громов, 1933а, 1937, 1939; Беляева, 1933а,б, 1939а,б; и др.). В 1933 г. В.И. Громовым было начато выделение комплексов в четвертичной фауне млекопитающих Восточной Европы. Большое внимание вопросам изменения фауны четвертичного периода уделено также в исследованиях П.П. Сушкина (1925), М.А. Мензбира (1934), П.В. Серебровского (1935) и А.Я. Тугаринова (1934). Детальные работы по сбору и изучению четвертичной фауны Украины возглавил И.Г. Пидоп-личко (1938).

Итоги долголетних исследований фауны четвертичных млекопитающих на территории Советского .Союза подведены в монографии В.И. Громова (1948). Выделенные им фаунистические комплексы были положены в основу палеонтологического обоснования стратиграфии континентальных отложений.

Количество работ по фауне млекопитающих (и, в частности, по фауне раннечет-вертичного времени) особенно возросло в 50-60-е годы. Заметный вклад в четвертичную палеонтологию внесли фаунистические работы И.Г. Пидопличко и Н.К. Верещагина. Монографические исследования отдельных групп по крупным млекопитающим проведены В.И. Громовой, Л.К. Габунией, К.К. Флеровым, В.Е. Гаруттом, И.А. Дуброво, Е.Л. Короткевич, И.А. Одинцовым, Н.И. Бурчак-Абрамовичем, А.К. Веку а и др. В последние годы большое внимание стало уделяться изучению фауны мелких млекопитающих (И.М. Громов, А.А. Гуреев, А.И. Шевченко, Л.П. Александрова, К.А. Татаринов, В.А. Топачевский и др.). Обзор сведений по четвертичной фауне млекопитающих СССР дан в работе В.И. Громовой (1965), показывающей,как много сделано и как много еще предстоит сделать в области изучения фауны четвертичного периода. Вышедшая в 1971 г. монография "Плейстоцен Тирасполя" дает пример объединенных исследований большого коллектива ученых.

 

Основной задачей предлагаемой работы являлось всестороннее изучение остатков крупных млекопитающих раннего антропогена Восточной Европы (установление диагностических признаков видов, выяснение стратиграфических, интервалов родов и видов, их площадного распространения и путей их перемещения из центров возникновения). Уточнение последовательности этапов развития фауны крупных млекопитающих дает возможность повысить степень надежности использования этой фауны для определения геологического возраста отложений и для построения схем сопоставлений комплексов Восточной Европы и удаленных территорий.

Изучение фауны крупных млекопитающих входит в программу стратиграфических исследований эоплейстоцена, осуществляющихся под руководством В.И. Громова и К.В. Никифоровой. Фактический материал для диссертации собран в течение 1956-1968 гг. В процессе его обработки были изучены палеонтологические коллекции, хранящиеся в Геологическом институте АН СССР, а также материалы, поступившие в Институт на определение.

Для сравнения, а нередко и для детального изучения были использованы материалы многих других научных учреждений и музеев ряда городов страны (Ленинград, Киев, Ростов—на—Дону, Жданов, Ставрополь-Кавказский, Пятигорск, Краснодар, Грозный, Волгоград, Армавир, Пугачев, Керчь, Симферополь, Евпатория, Кишинев, Тирасполь, Кагул, Рени, Одесса, Орджоникидзе, Тбилиси, Ереван, Баку). Во время научных командировок в Румынию и Болгарию представилась возможность ознакомиться с материалами по раннечетвертичной фауне крупных млекопитающих, обитавших на территории этих государств, и осмотреть там некоторые местонахождения этого времени.

В настоящее время как в Советском Союзе, так и за рубежом имеются большие разногласия по вопросам подразделения четвертичной системы. В настоящей работе за основу принята стратиграфическая схема В.И. Громова (1957), в которой предложено разделение эоплейстоцена на две части, отвечающие акчагыльскому и апшеронскому ярусам схемы МСК (1964 г.)*. Уточненный и детализированный вариант этой схемы (табл. 1) разработан В.И.Громовым с соавторами (1969). Обоснование некоторых расхождений, имеющихся по поводу объема и границ фаунис-тических коплексов раннего антропогена, изложено в гл. II.

При исследовании процесса формирования комплексов применен миграционный биостратиграфический метод. Этот метод позволяет рассматривать комплексы в движении и изменении. Основные положения этого метода: 1) выяснение исходной области формирования рода или вида, 2) фиксация времени расцвета и начала расселения представителей группы, 3) рассмотрение иммигрантов в качестве биостратиграфических реперов В методике еще есть ряд дискуссионных положений. Требует уточнений положение о реперах. Рассматривать в качестве биостратигра— фического репера тот или иной широко распространенный род или вид можно и должно, но при этом следует учитывать следующее: в одних районах форма (род или вид) имеет значение репера-мигранта; в других, в исходных районах формирования, эта форма встречается в более древних отложениях и не может служить стратиграфическим репером.

Междуведомственный стратиграфический комитет.

 

Просмотров: 1164 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: